Из курса обществознания вспомните пирамиду потребностей а маслоу: Из курса обществознания вспомните «Пирамиду потребностей А. Маслоу». Какие потребности лежат в её основании? Какие находятся на вершине
Планируем семейный бюджет согласно пирамиде потребностей Маслоу
4 декабря 2013
Советы
Стать богатым
Составление и ведение семейного или личного бюджета — не такое уж и простое дело, как кажется. С одной стороны, вроде бы все просто — посчитал, сколько примерно нужно на еду, на оплату коммунальных услуг, на одежду, на хозяйственные нужды и так далее. Но потом вы вдруг вспоминаете, что хотели же купить себе еще новые штаны, да и технику обновить надо было. А еще ведь и к стоматологу надо заглянуть — и понеслась! Нужно так много всего, а семейный бюджет не резиновый, и деньги на дереве не растут. А ведь еще и откладывать хочется, чтобы был запас на всякий случай.
Как найти идеальный вариант бюджетного планирования, чтобы получилось и нашим, и вашим? То есть, и все необходимое учесть, и оставить себе на мелкие и средние радости (особо крупные нужно всегда планировать заранее)? Один из вариантов — составлять бюджет на основе пирамиды человеческих потребностей Маслоу. Кстати, довольно интересный и практичный вариант!
Shutterstock
Пирамида потребностей — общеупотребительное название иерархической модели потребностей человека, представляющей собой упрощенное изложение идей американского психолога А. Маслоу. Пирамида потребностей отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей. Эта теория известна также как теория потребностей или теория иерархии.
Идея состоит в том, чтобы распределить свой доход так, чтобы все потребности были удовлетворены согласно их приоритетности: физиологические потребности, потребности в безопасности, социальные потребности, престижные потребности и духовные.
С одной стороны, все вроде бы просто и понятно. Но с другой иногда появляются сомнения на счет того, к какому виду потребностей отнести тот или иной пункт растрат. К примеру, покупка нового смартфона или ноутбука может трактоваться двояко: на первый взгляд это явно не физиологическая потребность и не потребность в безопасности, но, если рассматривать это покупку как необходимый рабочий инструмент для новой работы, его положение в списке сразу же меняется.
Основными можно считать первые две ступени иерархии — физиологические потребности и потребности в безопасности. Оставшиеся ступени можно отнести к простому «Хочу».
Физиологические потребности
- Квартплата или кредитные платежи
- Основные средства для существования: бакалейные товары, продуктовые товары (без изысков) и вода.
- Одежда: не дизайнерская, а именно то, что необходимо (теплая куртка, если началась зима, и т.д.).
Потребности в безопасности
- Электроэнергия и газ
- Плата за телефон
- Медицина (деньги на лекарства, вызов врача, процедуры и больницу) или страховка
- Затраты на машину (бензин) или проезд в общественном транспорте
- Техническое обслуживание дома или квартиры (вдруг трубы прорвет — запас всегда должен быть).
- Операционные затраты, связанные с вашим бизнесом.
Социальные потребности
- Подарки
- Благотворительные взносы
- Развлечения
- Времяпрепровождение с семьей и друзьями
Престижные потребности
- Соответствующая одежда для работы (дорогие костюмы, галстуки, запонки, обувь)
- Дополнительное обучение и развитие в профессиональном плане (различные тренинги, семинары и курсы)
- Деньги на обеды в ресторанах
- Занятия спортом, не относящиеся к основным биологическим потребностям (посещение спортивного клуба, индивидуальные занятия с тренером, покупка дорогостоящей спортивной одежды или оборудования, и так далее).
Духовные потребности или самореализация
- Хобби
- Затраты на Интернет, если он не необходим для работы.
- ТВ
- Отпуск и путешествия просто так, а не по необходимости.
- Затраты на предметы роскоши (тут они у каждого свои).
Признаюсь честно, составление и ведение домашнего бюджета всегда давалось моей семье не очень легко. Но со временем мы смогли составить свою систему, и она более ли менее совпадает с той, которую я привела в этой статье: на первом месте всегда самое необходимое — дом, питание, работа, медицина и учеба, и только потом уже идут остальные пункты, которые действительно можно объединить в группу «Желания».
И знаете что? Это действительно работает!
А как вы ведете свой бюджет? Есть ли у вас своя система и насколько безотказно она работает?
Урок на тему «Потребности, их виды. Пирамида Маслоу» (5-6 класс)
Тема
урока: Потребности, их виды, классификация потребностей
Цель
урока: сформировать понятие «потребности», познакомить учеников с
классификацией потребностей.
Планируемые
результаты:
Предметные: научатся
характеризовать иерархию потребностей; сравнивать социальные объекты, выясняя
их общие черты и различия, применять полученные знания и умения.
Метапредметные:
коммуникативные:
планировать учебное сотрудничество, полно и точно выражать свои мысли в
соответствии с условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое
мнение и позиции в коммуникации, участвовать в обсуждении проблем;
регулятивные:
формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью
и исправлять ошибки самостоятельно;
познавательные:
анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления; давать определения
понятиям.
Личностные: оценивают
собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируя и характеризуя
эмоциональное состояние и чувства окружающих, строя свои взаимоотношения с их
учетом.
Ход
урока:
1.
Организационный момент.
2.
Мотивационно- целевой этап
Спросили
как- то трех каменщиков, работающих на стройке: что вы делаете? Ответ первого
был таков6 «Я таскаю тяжелые камни». Второй сказал: «Я зарабатываю на хлеб для
себя и своей семьи». А третий произнес: «Я строю храм».
Вопрос:
—
Как вы поняли смысл этого рассказа?
3.
Актуализация знаний:
—
Кто такой потребитель? (определение)
—
Зачем изучать права потребителя?
4.
Мотивация учебной деятельности:
—
Потребитель живет, потому что он покупает товары?
—
Все потребители покупают одинаковые товары?
—
Какими услугами пользуется потребитель? Они тоже у всех одинаковые?
Сегодня
мы с вами поговорим о потребностях.
5.
Изучение нового материала
1.
Какие бывают потребности.
Человеку постоянно
чего- то не хватает, т. е. люди испытывают постоянно потребности в чем-то.
Потребность-состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что
составляет условия его существования. Потребность это — надобность, нужда в
чём-нибудь, требующая удовлетворения. (запись в тетрадь)
Вопрос
к классу
— Как вы думаете,
отчего у человека появляются потребности?
-Вспомните и назовите
потребности современного человека в чем-либо, о которых в прежние времена никто
и мечтать не мог
— Как вы думаете, будет
ли человек удовлетворен теми достижениями, которые у него имеются?
Мы
выяснили, что меняется мир, меняются и потребности людей. Потребности
заставляют человека действовать.
Предположим,
вы узнали о новой модной компьютерной игре. Что вы предпримите, чтобы стать ее
участником?
— А какие потребности
есть у вас?
Этот небольшой опыт
убедил нас в том, что потребностей у человека огромное количество. Но все
потребности можно распределить по группам.
Работа в группах
Потребности | Характеристика |
Биологические | Самыми |
Социальные | Свидетельствуют |
Духовные | Потребности |
Творческое
задание: предлагаю сыграть в игру, которая поможет нам понять,
насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. Я зачитываю вам строчки из
разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.
Я
лежу, болею,
Сам
себя жалею! А. Барто
(
Потребность в медицинской помощи — социальные потребности)
В
коридоре, в классе ли
Всюду
стены красили,
Терли
краску, терли мел,
Каждый
делал, что умел
А.
Барто
(
Потребность в ремонте — материальные потребности)
Вот
уже стоит Егорка
У
доски с мелком в руке,
Вот
и первая пятерка
У
Егорки в дневнике. С. Михалков
(
Потребность в образовании — духовные потребности)
Муха,
муха-цокотуха,
Позолоченное
брюхо.
Муха
по полю пошла,
Муха
денежку нашла.
Пошла
муха на базар
И
купила самовар. К. Чуковский
(
Потребность в покупке посуды — материальные потребности)
Ест
на завтрак яйца всмятку,
Пять
картофельных котлет,
Два
стакана простокваши
И
тарелку манной каши-
Каша
тоже не во вред! С. Михалков
(
Потребность в пище — биологические потребности)
У
далекой у заставы
Часовой
в лесу не спит.
Он
стоит-
Над
ним зарницы,
Он
глядит на облака:
Над
его ружьем границу
Переходят
облака. С. Михалков
(
Потребность в безопасности — социальные потребности)
Сделать
хотел грозу,
А
получил козу,
Розовую
козу
С
желтою полосой. Л.Дербенев
(
Потребность в творчестве — духовные потребности)
У
всесторонне развитого человека представлены все потребности. На основе
потребностей возникают интересы. Когда у человека есть интересы, он испытывает
полноту и счастье жизни.
Удовлетворение
потребностей — это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы
обеспечить себе питание, одежду, отдых, развлечения. Даже действия, на первый
взгляд не приносящие никакой пользы человеку, на самом деле имеют причины.
Например, милостыня для того, кто ее дает, является удовлетворением его высших
духовных потребностей в помощи и сострадании. Человек без потребностей мертв.
6. Широкую
известность получила теория иерархии потребностей Маслоу (Maslow), современного
американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются
от низших к высшим, и человек должен сперва удовлетворить потребности низшего
порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.
Представьте
себе: Вы страдаете от жажды, а в это время вам рассказывают о перспективах
нанотехнологий. Вы не спали двое суток, а вас приглашают в кино. Вы хотите
есть, а вас тянут в консерваторию. Мы испытывает дискомфорт и раздражение от
того, что наши актуальные потребности игнорируются. Остальные потребности
отступают на второй план как менее актуальные: когда утолим жажду, сможем
воспринимать информацию, а, выспавшись, с удовольствием поужинаем.
Физиологические
потребности – это потребности человека в пище, дыхании, жилище,
движениях, отдыхе, предохранение себя от неблагоприятных воздействий климата
(жары, холода, дождя и так далее).
Потребности
в безопасности выражают стремление сохранить и
защитить свою жизнь, обезопасить себя, родных и свое жилище от стихийных
бедствий. Сюда же можно отнести физическую безопасность – потребность в хорошем
здоровье, безопасность на улицах, отсутствие войн и конфликтов.
Так же
сюда относится и экономическая безопасность – потребность в работе, желание
иметь постоянный заработок.
Социальные потребности (потребность к
принадлежности к какой-то группе) свидетельствуют о том, что человек
– существо социальное, коллективное и вне группы жить не может. Мы желаем
дружить, любить, общаться, заботиться о других людях, помогать близким.
Социальные потребности указывают на стремление человека не выделяться, быть как
все, быть равным другим.
Потребности
в уважении и признании, напротив, показывают, что
человеку присуще свойство выделяться чем-либо, обгонять других, обращать на
себя внимание, желание получить более высокий статус, престиж, признание.
Духовные потребности (потребность в самореализации) –
это стремление выразить через творческую активность все, на что способен
человек, то есть самореализоваться.